16 ноября 2012 г.

КРЕСТ ЗАПОРОЖСКОЙ МЕДИЦИНЫ


Осенью прошлого года городская власть Запорожья хотела сэкономить и лишить жителей Шевченковского района 2-й городской больницы. Только шум в прессе заставил чиновников пойти на попятную и оставить учреждение в покое. Следом чиновничий глаз пал на центральную больницу Коммунарского района. В целях все той же экономии её хотели закрыть и заставить жителей Космоса и Песков ездить в больницы других районов. И опять только возмущение горожан и вмешательство прессы помогло отстоять медучреждение. Прошёл год. Желание сэкономить на здоровье горожан у власти не пропало. Сейчас под нож могут пойти служба скорой помощи, женские консультации и 3-я городская больница.
Все люди равны, но некоторые равнее
«Третью больницу закрывают!» — женский голос в телефонной трубке срывался на плач. «Будем разбираться», — сообщили мы и выехали в район проспекта Металлургов. В пути мы откровенно недоумевали, как можно закрыть клинику, на базе которой работают уникальные отделения: офтальмологии, ЛОР, центр хирургии печени, — аналогов которым нет в регионе.
На месте мы увидели, что рядом со старым зданием третьей больницы живенько идёт стройка. Информационный стенд, прикрепленный на ограждении, сообщает, что здесь проводится реконструкция нежилого помещения под медико-диагностический центр. Именно возведение этого центра вызвало опасения наших читателей: мол, построят частную больницу, а коммунальную закроют, чтобы конкуренции не создавала.
За комментариями журналист обратился к главврачу третьей больницы Галине Назаренко. На многие вопросы она отвечала неконкретно и неохотно, но заверила: никто больницу закрывать не будет. Мол, просто сейчас на базе медучреждения проводится эксперимент по государственно-частному партнёрству. Говорила, что придёт инвестор, который будет помогать больнице: оборудование новое поставит или корпус отремонтирует. А за это инвестор получит… Что конкретно инвестор получит за свою доброту, главврач ответить затруднилась.
Гораздо больше удалось узнать, когда журналист выключил диктофон. На условиях анонимности персонал больницы подтвердил худшие опасения наших читателей. Что уже сегодня использование оборудования больницы является платным и данная плата идёт в частный карман. Что указанное выше «партнёрство» обернётся банальным выкачиванием государственных денег из бюджета больницы в пользу хозяев строящегося центра. И что саму больницу со временем превратят в подсобные помещения и отдадут в пользование всё тем же частникам. При этом стоимость услуг для населения возрастёт в разы, и плата станет обязательной для всех.
Также удалось узнать немного и о «реконструкции нежилого помещения». Оказалось, что раньше на месте стройки был одноэтажный гараж для машин скорой помощи. Потом «скорую» перевели в другое место, а гараж сдали в аренду автомастерской. В то время курировал это помещение бывший главврач 5-й горбольницы Владимир Бурлай. После закрытия автомастерской бывший гараж ушёл в частные руки.
Владимир Бурлай:
Там тендер был по сдаче в аренду (территории). Но этим уже горисполком занимался.
Остался вопрос: можно ли считать реконструкцией постройку на месте одноэтажного гаража четырёхэтажной громадины медцентра? И каким образом медицинские чиновники позволили проводить подобную «реконструкцию»? Ответили на этот вопрос также работники третьей больницы. Ответили шёпотом и оглядываясь:
Этот центр принадлежит городскому медицинскому начальству. Оно само себе и выдало все разрешения.
Стало ясно, почему врачи не могут публично рассказывать о проблемах: оказаться безработным не хочет сегодня никто.
Пятидневные попытки пообщаться с начальником городского управления здравоохранения Надеждой Севальневой завершились её предложением прислать вопросы письменно. Что мы и сделали. А теперь с нетерпением ждем ответы.
Рожать придётся подождать
Помимо коллектива 3-й больницы, сейчас лихорадит сотрудников женских консультаций родильного дома №4 в Ленинском районе. В целях того самого «покращення» эти подразделения собираются закрыть до конца текущего года. Женщины района, особенно беременные, в шоке от инициатив чиновников. Куда теперь придётся ездить для плановых осмотров, где сдавать кровь для обязательных медосмотров, как будет происходит передача данных будущих мам, которые стоят на учёте в консультациях, — неизвестно. Неужели столь радикальным образом власти пытаются перевести женщин на лечение в частные гинекологические кабинеты, которые сейчас открываются чуть не на каждом углу? К сожалению, нам не удалось задать все эти вопросы главному врачу роддома №4: попытки связаться с ним, которые мы предпринимали на протяжении нескольких дней, к успеху, увы, не привели.
Кстати, гинекологическая помощь в Запорожье сейчас и так находится в состоянии коллапса. Клинический роддом №5 закрыт — на переоборудование в современный перинатальный центр. Его функции на себя временно взяли роддома №3, 4, 9. Сотрудники знаменитого 5-го родильного дома разбежались по другим клиникам. Многие из них серьёзно потеряли в зарплате: на старом месте люди имели возможность работать по совмещению, что давало неплохой дополнительный заработок. А на новые места врачи, акушерки и медсестры пришли на голые ставки.
Проблемы индейцев шерифа не волнуют
На голом энтузиазме работают сотрудники отделения 4-й больницы Заводского района, которое расположено на улице Кустанайской1. На сотни местных малышей тут есть всего один педиатр, который с 9:00 до 12:00 ведёт приём, а потом бегает по вызовам. Лаборатория в отделении тоже «хромает»: лаборант один, и он работает не постоянно. Как рассказали местные жители, зачастую анализы можно сдать только в самой 4-й больнице. А для этого нужно поднять ребёнка в пять утра, чтобы успеть на первую маршрутку, идущую из района в «цивилизацию». Причём без пересадок добраться до больницы не получится, и проезд в один конец одному человеку обходится почти в восемь гривен.
Надежда Михайловна, которая пришла в отделение больницы, чтобы взять выписку для внука, рассказывает:
А когда начинается учебный год, а потом приходит зима с постоянным гриппом — к врачу вообще не попадёшь! Поэтому мы лечимся сами.
На прошлой неделе в эту, с позволения сказать, больницу наведывался мэр города Александр Син. Он хотел посмотреть, как отремонтировали здание.
Наталья, мать двоих малышей:
Лучше бы он вместо ремонта ещё одного врача сюда прислал! Смешно: из-за визита мэра даже перенесли приём педиатра, чтобы в коридоре не было недовольных мам с детьми, которые могли бы рассказать мэру, как нам хорошо живётся с одним педиатром на весь район. Мы живём тут, как на выселках, будто не к городу относимся!
Ещё «веселее» жителям улицы Селищной, что в Заводском районе. По иронии судьбы, добраться сюда из города можно по трассе Харьков — Симферополь или по «убитой» дороге через балку Среднюю. Участковые врачи сюда приходят с неохотой, а «скорая» приезжает с большим опозданием.
Жители отдаленного района рассказали:
Когда болеем, выручаем друг друга таблетками, медиков вызываем в крайнем случае, когда становится совсем невмоготу. Потому что нареканий от них получишь больше, чем помощи.
По заграничным стандартам
Если вам срочно нужна медицинская помощь — вы тянетесь к телефону и набираете нужный номер. Даже если не успеваете назвать свой адрес, в течение 8-10 минут к вам во двор с сиреной и мигалками заезжают сразу несколько машин. Помимо медпомощи, может приехать пожарная машина и полиция. А дальше — дорога в больницу, которая займёт совсем немного времени. Это не фантастика — так описывают работу американской неотложки наши эмигранты. Именно к таким заграничным стандартам сегодня тянется украинская власть.
В Украине реформирование скорой помощи «по западному образцу» началось ещё в 2008 году. Тогда Министерство здравоохранения Украины приняло приказ, согласно которому у украинской «неотложки»2 появились новые, «улучшенные» стандарты. Теперь машина «скорой» должна успеть прибыть по вызову за 600 секунд3. Тем же приказом МОЗ собиралось увеличить количество самих бригад. В частности, в Запорожье — с 64 бригад до 80.
Но прошло пять лет, а на улицах Запорожья по-прежнему можно увидеть, как «скорая», которая приехала на вызов, глохнет во дворе. Что, само собой, заставляет усомниться в том, что эта же машина успеет приехать на следующий вызов за 600 секунд. Количество бригад тоже не выросло, и даже, наоборот, убавилось. Но вместо того, чтобы обеспечить украинскую «неотложку» новыми автомобилями и рабочими руками, правительство в этом году продолжило «покращення життя»4.
Ужасы скорой помощи
В середине августа Виктор Янукович подписал очередной Закон «Об экстренной медицинской помощи». Согласно нему, вызывать «скорую» можно, позвонив по телефонному номеру 112. Набрав этот несложный номер, вы попадете в центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. Этот центр5 будет контролировать все вызовы. В нём, по западному образцу, кроме «неотложки», можно будет вызвать милицию и МЧС. Но при этом в бригадах «скорой» после реформы может не оказаться врачей.
Анатолий Сидоренко, глава Запорожского независимого профсоюза сотрудников скорой помощи, рассказал:
В Украине хотят сделать «скорую помощь» по западному образцу. Это значит, что не врач будет ездить к больному на вызов, а больного будут везти в больницу к врачам. Фактически из дома или с места ДТП будет оказываться только правильная перевозка больного, которую будут осуществлять парамедики.
Это значит, что приехавшие по вызову специалисты смогут оказать элементарную первую помощь, например остановить кровь, наложить шину на поломанную конечность, обеспечить максимально безопасную доставку до ближайшей больницы. И всё! Более того, такие нововведения ставят под вопрос не только качество оказания помощи. Под угрозу увольнения попадают десятки запорожских фельдшеров, которые сейчас работают на «скорых». Куда придётся уйти опытным медикам из бригад?
На последний вопрос не так давно дал ответ советник министра здравоохранения Украины Владимир Юрченко. Он заявил, что реформирование экстренной медицинской помощи не предусматривает сокращение выездного персонала и количества выездных бригад. Однако правдивость такого заявления весьма сомнительна. Также, согласно новому приказу, в стране хотят вывести скорую помощь в отдельное подразделение. Сейчас служба неотложной помощи входит в состав 5-й городской больницы. Администрация клиники уверяет, что забирать «скорые» из состава нельзя: мол, они и дальше будут справляться с наплывом больных, и никакое другое лечебное заведение не сможет так же грамотно оказывать экстренную помощь. Видимо, врачам очень хочется, чтобы «скорые» и дальше оставались в составе больницы. Ещё бы — ведь на топливо для машин, на закупку запчастей ежегодно выделяются весьма солидные средства. И терять их ну очень не хочется.
Кстати, недавно Анатолий Сидоренко побывал в Днепропетровске, где уже началось реформирования «неотложки». Опыт города-соседа впечатлил медика: сейчас 60% днепропетровских бригад состоят из одного фельдшера. А некоторые машины «скорой» попросту простаивают, потому что некому ездить на вызовы. В Запорожье технический парк тоже оставляет желать лучшего.
Анатолий Сидоренко, рассказал:
В этом году закупили 14 новых машин, а должны были — 70. Но и те, что купили, весьма неудобны. Новые авто с низкой посадкой, они не могут нормально заезжать во дворы и разворачиваться.
Эпикриз запорожской медицины
А ведь медикам «скорой помощи» нередко приходится заменять участковых врачей, которых в городе катастрофически не хватает. Многие люди, особенно пожилые, не имеют возможности часами простаивать в очередях к терапевту или невропатологу. Поэтому к врачам обращаются в крайнем случае — когда давление зашкаливает или сердце не на шутку начинает шалить. Как правило, на помощь приходят именно медики из «неотложки». И если их количество сократится, то большинство горожан останутся один на один с головной болью, приступами аппендицита и прочими «прелестями».
А что будет зимой, во время пика заболеваемости гриппом, вообще страшно представить. Тем более с будущего года запрещена реклама многих препаратов, в том числе и тех, которые лечат грипп и вирусные инфекции. Этот запрет — дело хорошее, ведь самолечение до добра не доводит. Теперь, чтобы купить многие таблетки и мази, придётся идти к врачу за рецептом. Но запретив рекламу лекарств, чиновники не предложили людям альтернативы: не увеличено число узких специалистов, не стало больше терапевтов и педиатров. А потому очереди возле врачебных кабинетов станут ещё больше.
© Богдан Василенко,
Ольга Приходько,
Наталья Иванова
© Материал любезно предоставлен
порталом






_______________________________________________________
1Это в Запарожье-Левом
2Включая Запорожье
3Для тех, кому лень посчитать — это 10 минут.
4Укр., в переводе: «улучшение жизни»
5Кстати говоря, этот центр так и не создан

Комментариев нет :

Отправить комментарий

НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ