1 февраля 2013 г.

КЛЯТВА ГИППОКРАТА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Что пациенты знают о врачах? Обыватели видят только человека в белом халате, который сидит в кабинете, и, не прилагая физических усилий, проводит осмотр, назначает лечение и даёт рекомендации. Государство обеспечивает врача заработной платой, и со стороны может показаться, что уровень её вполне соответствует затраченным усилиям.
Мало кто учитывает, что дабы овладеть наукой врачевания, приходится провести шесть лет на кафедрах медицинского института и в разъездах по клиническим больницам, и ещё пару лет необходимо посвятить интернатуре. Освоить азы профессии непросто, стать по-настоящему хорошим врачом — гораздо сложнее. На это уходят годы и даже десятилетия, и многие отказываются от этого в самом начале пути — игра не стоит свеч.
Работа врачом, да и вообще медиком в поликлинике, больнице, на селе — не сахар, особенно в России и особенно в глубинке. Врачи по долгу службы постоянно общаются с больными людьми, а это, как ни крути, огромная эмоциональная нагрузка, которая с годами ведёт к неизбежной профессиональной деформации. При этом зарплата врачей не соответствует предъявляемым требованиям, и зачастую трудиться приходится на голом энтузиазме.
Никто из пациентов не видит покрытых толстым слоем грязи «бомжей» в приёмном отделении, с которых врассыпную разбегаются блохи. Никто не видит тяжёлых пациентов, помочь которым нет никакой возможности, никто не сталкивался с больными гепатитом или ВИЧ, а ведь и им врач обязан оказать квалифицированную помощь, несмотря на риск инфицирования. Никто не расписывался в получении заработной платы, которой хватает разве что на оплату коммунальных услуг и скромный рацион.
Если же люди в белых халатах пытаются обратить на себя внимание властей и донести до сведения пациентов положение дел в отрасли, из небытия материализуется призрак клятвы Гиппократа, и на стол падает туз козырной масти — врач давал присягу, а потому обязан тянуть лямку, чего бы ему это ни стоило. Согласитесь, с этим доводом хотя бы раз в жизни сталкивался каждый, но лишь единицы читали сам текст этой клятвы. А надо было прочитать, ведь в ней нет ни слова о «тяготах и лишениях врачебной профессии». Не верите? Напрасно.

Клятва Гиппократа

На языке оригинала — на ионийском диалекте древнегреческого языка:
«Ὄμνυμι Ἀπόλλωνα ἰητρὸν, καὶ Ἀσκληπιὸν, καὶ Ὑγείαν, καὶ Πανάκειαν, καὶ θεοὺς πάντας τε καὶ πάσας, ἵστορας ποιεύμενος, ἐπιτελέα ποιήσειν κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν ὅρκον τόνδε καὶ ξυγγραφὴν τήνδε. Ἡγήσασθαι μὲν τὸν διδάξαντά με τὴν τέχνην ταύτην ἴσα γενέτῃσιν ἐμοῖσι, καὶ βίου κοινώσασθαι, καὶ χρεῶν χρηίζοντι μετάδοσιν ποιήσασθαι, καὶ γένος τὸ ἐξ ωὐτέου ἀδελφοῖς ἴσον ἐπικρινέειν ἄῤῥεσι, καὶ διδάξειν τὴν τέχνην ταύτην, ἢν χρηίζωσι μανθάνειν, ἄνευ μισθοῦ καὶ ξυγγραφῆς, παραγγελίης τε καὶ ἀκροήσιος καὶ τῆς λοιπῆς ἁπάσης μαθήσιος μετάδοσιν ποιήσασθαι υἱοῖσί τε ἐμοῖσι, καὶ τοῖσι τοῦ ἐμὲ διδάξαντος, καὶ μαθηταῖσι συγγεγραμμένοισί τε καὶ ὡρκισμένοις νόμῳ ἰητρικῷ, ἄλλῳ δὲ οὐδενί. Διαιτήμασί τε χρήσομαι ἐπ' ὠφελείῃ καμνόντων κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν, ἐπὶ δηλήσει δὲ καὶ ἀδικίῃ εἴρξειν. Οὐ δώσω δὲ οὐδὲ φάρμακον οὐδενὶ αἰτηθεὶς θανάσιμον, οὐδὲ ὑφηγήσομαι ξυμβουλίην τοιήνδε. Ὁμοίως δὲ οὐδὲ γυναικὶ πεσσὸν φθόριον δώσω. Ἁγνῶς δὲ καὶ ὁσίως διατηρήσω βίον τὸν ἐμὸν καὶ τέχνην τὴν ἐμήν. Οὐ τεμέω δὲ οὐδὲ μὴν λιθιῶντας, ἐκχωρήσω δὲ ἐργάτῃσιν ἀνδράσι πρήξιος τῆσδε. Ἐς οἰκίας δὲ ὁκόσας ἂν ἐσίω, ἐσελεύσομαι ἐπ' ὠφελείῃ καμνόντων, ἐκτὸς ἐὼν πάσης ἀδικίης ἑκουσίης καὶ φθορίης, τῆς τε ἄλλης καὶ ἀφροδισίων ἔργων ἐπί τε γυναικείων σωμάτων καὶ ἀνδρῴων, ἐλευθέρων τε καὶ δούλων. Ἃ δ' ἂν ἐν θεραπείῃ ἢ ἴδω, ἢ ἀκούσω, ἢ καὶ ἄνευ θεραπηίης κατὰ βίον ἀνθρώπων, ἃ μὴ χρή ποτε ἐκλαλέεσθαι ἔξω, σιγήσομαι, ἄῤῥητα ἡγεύμενος εἶναι τὰ τοιαῦτα. Ὅρκον μὲν οὖν μοι τόνδε ἐπιτελέα ποιέοντι, καὶ μὴ ξυγχέοντι, εἴη ἐπαύρασθαι καὶ βίου καὶ τέχνης δοξαζομένῳ παρὰ πᾶσιν ἀνθρώποις ἐς τὸν αἰεὶ χρόνον. παραβαίνοντι δὲ καὶ ἐπιορκοῦντι, τἀναντία τουτέων.»
На латыни
«Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.
Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.
Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam.
Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa.
Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.
»
В переводе на современный русский язык:
«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому
»

Анализ клятвы Гиппократа

Давайте внимательно изучим материальную часть. Ионийский диалект древнегреческого языка, как впрочем и латынь, оставим философам и ознакомимся с русской адаптацией текста, который условно можно разбить на три части. В первой говорится об учениках и их учителях. Человек, освоивший науку врачевания, обязуется почитать своего учителя «наравне с родителями», «делиться с ним своим достатком» и «помогать ему в нуждах его». Далее идёт речь о детях учителя, которых следует «считать своими братьями». Их лекарь обязуется обучать «безвозмездно и без всякого договора». А вот о том, чтобы лечить безвозмездно пациентов, в этом разделе нет ни слова.
Но, возможно, мы ещё не добрались до этих строк? Идём дальше. В части клятвы, посвящённой заботе о пациентах, врач обязуется «направлять режим больных к их выгоде сообразно» со своими силами и возможностями (!) и не причинять пациентам никакого вреда. Овладевший искусством врачевания клянётся не давать пациентам средств, которые могут привести к смерти, включая эвтаназию, и не прерывать беременность. Интересный пункт, который нарушили уже сотни тысяч врачей, но к нашей дискуссии он не имеет прямого отношения.
Врач клянётся, что в дом он войдёт исключительно «для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного». В заключительной части клятвы мы добираемся до неразглашения врачебной тайны. Также в клятве прямо говорится, что соблюдение заповедей Гиппократа обещает человеку, овладевшему искусством врачевания, «счастье в жизни» и «славу у всех людей на вечные времена».
По горячим следам вывод напрашивается один. Врач обязан следовать своему долгу, но в клятве ничего не упоминается о том, что делать он это должен безвозмездно, забыв об отдыхе, семье и детях. Нет, исполнять свой долг полагается «сообразно с моими силами и моим разумением», а о том, что следует считаться с мнением больного, нет ни единого слова. Более того, в одной из латинских редакций клятвы Гиппократа появилась строка, что «врач обязуется не оказывать медицинскую помощь бесплатно». Совсем неожиданный поворот событий, верно? Наконец, честное выполнение своего долга должно гарантировать доктору и его близким счастливое и безбедное существование и всеобщее уважение.

Новая редакция — клятва российского врача

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
  • честно исполнять свой врачебный долг,
  • посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • быть всегда готовым:
    • оказать медицинскую помощь,
    • хранить врачебную тайну,
    • внимательно и заботливо относиться к пациенту,
    • действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.»1
Но, возможно, мы неправильно трактуем само понятие «клятва Гиппократа»? Известно, что эта клятва стала своего рода «именем нарицательным», собирательным понятием, которое обозначает врачебную клятву во многих странах мира. В российских медицинских вузах после шестого курса будущие врачи торжественно произносят не клятву Гиппократа, а клятву российского врача. Давайте обратимся и к этому первоисточнику.
В клятве российского врача, как и в клятве Гиппократа, немало места отводится отношениям между врачами как коллегами, учителями и учениками. Завтрашние доктора клянутся прилагать все усилия для помощи пациентам, сохранился пункт о запрете на эвтаназию, зато убрали раздел, посвящённый абортам2. И вновь ни слова о материальной составляющей в отношениях между врачами и их пациентами.

«Привилегированное положение»

Если одна из сторон в качестве аргумента приводит клятву Гиппократа, она автоматически должна признавать абсолютное право врача пользоваться привилегированным положением в обществе. Под привилегированным положением в XXI веке, наверное, следует подразумевать полное освобождение от налогов и коммунальных платежей, бесплатные авиа- и железнодорожные билеты плюс предоставление бесплатного жилья, причём не только врачу, но и его детям. Но, согласитесь, это просто смешно.
Врачи наравне со всеми платят налоги3, откладывают деньги на жильё и ездят в отпуск исключительно за свой счёт. Добираются до работы на платном общественном транспорте4 и думают об образовании детей... кстати, о детях. Что там сказано в конституции о бесплатном образовании? А теперь попробуйте на практике проверить главный закон хотя бы на уровне детского сада. Как же быть врачу, который оказывает медицинскую помощь бесплатно? Забыть об образовании для своего ребёнка? Или ему вообще не следует заводить детей?
В итоге доктор оказывается на улице с односторонним движением, на которой он «всем должен». Он должен лечить бомжей, наркоманов и алкоголиков, которые своими руками загоняют себя в могилу. Должен рисковать своим здоровьем, не спать ночами, работать в новогодние праздники и выходные дни. Но врач не вправе ничего потребовать взамен. Как же, он ведь давал клятву Гиппократа! Но к улицам с односторонним движением нам не привыкать. Двойные стандарты присутствуют везде и всюду, почему бы им не прижиться и в медицине? И они прижились. К сожалению.

Яблоко раздора

На самом деле, в роли яблока раздора выступает, как это часто бывает, материальная составляющая отношений между врачами и пациентами. Врачи, как и все нормальные люди, хотят получать достойное вознаграждение за свой нелёгкий труд. Пациенты платить за здоровье не желают, ссылаясь при этом на главный закон страны, который именуется конституцией и обещает всем бесплатную медицинскую помощь, обеспечить которую материально должны федеральные и муниципальные власти. Государство же изо всех сил старается переложить финансовые вопросы на плечи самих медицинских учреждений и лишь декларирует своё участие. Замкнутый круг, и страдают от этого все участники процесса.
Подобный «тройственный союз» и лежит в основе всех проблем. Так, где правят двусторонние товарно-денежные отношения, всё предельно ясно — продавец определяет стоимость услуги, покупатель соглашается с ценником или ищет другого продавца или вовсе отказывается от идеи приобрести товар. Но «посредник» в лице государства искажает всю картину, в результате чего та приобретает поистине уродливые очертания.
Убрать этого посредника очень непросто. По крайней мере, на постсоветском пространстве. Виной тому воспитанное в поколениях представление о том, что врач «обязан» лечить пациента бесплатно. А нищенское положение медиков и крайне низкий уровень материально-технической базы лечебных учреждений у нас принято объяснять тем, что в профессию люди идут «по призванию», а, следовательно, заранее соглашаются с бесправным и бедственным положением. Между тем, истинной причиной этого бедственного положения является элементарная человеческая жадность, которую так удобно прятать за «клятвой Гиппократа». А вещи следует называть своими именами, даже если кому-то это и не по душе.

Подводим итоги

Разговор о медицине никогда не бывает простым и нередко ведётся на повышенных тонах. Врачи и их пациенты давно находятся по разные стороны баррикад, и о былом уважении к людям в белых халатах не может быть и речи. Ирония в том, что сегодня медики делают для своих пациентов гораздо больше, чем, скажем, сто или даже пятьдесят лет назад, а отношение к ним в нашем обществе стало в десятки раз хуже.
Если бы клятва Гиппократа и сегодня была легитимна, ни один пациент не посмел бы даже переступить порог кабинета врача, не позаботившись о вознаграждении за труд. И ни один врач не стал бы выслушивать чужие проблемы, зная, что единственной благодарностью за его работу будет всеобщее порицание и шквал критических стрел. Но, к счастью для пациентов, об истинном смысле клятвы Гиппократа все благополучно забыли...
© Ανδρέας Χίλαρι
земский доктор5
ном Аркадия (округ Пелопоннес)

______________________
1Это текст нынешней клятвы врача Российской Федерации в редакции 1999 года. Однако я выпускаясь из стен Воронежской медицинской академии в 1998 году принимал несколько иную клятву российского врача.
Вот она (если внимательно сравнить её содержание с древней клятвой Гиппократа, то они практически не отличаются, за исключением нескольких деталей):
«Перед лицом своих Учителей и сотоварищей по великой науке и искусству врачевания, принимая с глубокой признательностью даруемые мне права Врача, торжественно клянусь:
  • чисто и непорочно проводить свою жизнь, творя милосердие и не причиняя зла людям;
  • никогда и никому не отказывать во врачебной помощи и оказывать ее нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений;
  • никогда не обращать мои знания и умения во вред здоровью человека, даже врага;
  • в какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего неправедного, пагубного и несправедливого;
  • направлять лечение больных к их выгоде сообразно с моими силами и возможностями;
  • не давать никому просимого у меня смертельного средства и не показывать пути для осуществления подобного замысла;
  • умолчать о том, чтобы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной;
  • почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, помогать ему в его делах и нуждах;
  • постоянно изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, передавая свои знания, умения и опыт врачевания ученикам;
  • в необходимых случаях прибегать к советам коллег, более меня опытных и сведущих, отдавая должное их заслугам и стараниям;
  • быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, но говорить им правду прямо и без лицеприятия, если того требует польза больного.
Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в работе. Нарушившему клятву да будет обратное этому и заслуженная кара.»
2Действительно, сегодня эти слова клятвы звучали бы глупо
3Включая подоходный налог, отчисления на пенсию, обязательное медицинское страхование и пр.
4Иметь свой собственный автомобиль могут позволить себе лишь немногие российские врачи
5До 2004 года — врач российской скорой помощи

1 комментарий :

  1. Это должны читать не врачи, а пациенты. Вам бы следовало переименовать блог в правила поведения для больных. А врачи все с Вами согласны и так,я думаю.

    ОтветитьУдалить

НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ