1 декабря 2012 г.

СТУДЕНТ-МЕДИК: ВЫПУСКНИКИ РОССИЙСКИХ МЕДВУЗОВ НЕ СПОСОБНЫ РАБОТАТЬ В МЕДИЦИНЕ

Я студент Медицинского Университета и мне хотелось бы затронуть очень важную проблему, касающуюся качества медицинского образования и поднять те проблемы, с которыми я неоднократно сталкивался в течение 6 лет моей учебы. Остроту данной проблемы доказывает следующая статистическая выкладка: по неофициальным данным более половины выпускников Медицинских Вузов не остаются работать в практической медицине. И проблема не только в заработной плате (будучи абитуриентами, молодые люди знали куда шли), а проблема качества образования, большая часть сегодняшних выпускников российских медвузов просто не способна работать в медицине.
Предлагаю начать с самого начала, а именно с поступления в Медицинский Университет. Большинство бюджетных мест занято Целевыми направлениями, которое предполагает возвращение студента после окончание университета в тот район, в котором оно было получено. Но договор составлен так, что, любой здравомыслящий человек, прочитав его, понимает, что «он никому ничего не должен», и для того чтобы не возвращаться на работу в свой район, ему достаточно сказать после учебы что он не хочет. А при этом поступление по направлению дает практически 100% шансы на поступление (достаточно сдать ЕГЭ без двоек). Соответственно для того чтобы поступить в медицинский университет не обязательно хорошо учится и сдать экзамены на отлично, просто достаточно вовремя «почесаться» и достать это заветное направление. И возникает закономерный вопрос к нашему МинЗдраву, если это программа не работает, и молодые специалисты все равно не едут работать в село, зачем запихивать в университет тех лиц, которые не способны там учиться?
Прошла пора экзаменов и недавние абитуриенты, переходят порог Медицинского Университета, надевают белый халат, и уже в качестве студентов начинают учебу. Но при этом мы помним, что большая часть из них поступила не по знаниями, а по «проходному билету» в виде направления, и, набирая таких студентов, ВУЗ уже загоняет себя в жесткие рамки. Так как изначально низкий уровень новых студентов вынуждает их снижать требования на экзаменах, парах, лекциях. Это снижение требований расхолаживает остальную часть студентов. Что в конечном итоге приводит к удручающим последствиям.
Другой проблемой является отсутствие должной практики. Студенты практически не имеют доступа к трупному материалу на анатомии. Опыты на кафедре физиологии проводятся только в виде демонстраций. Доступ студента к больным значительно осложнен, пациенты всеми силами препятствуют общению со студентами. Доступ в операционную для студентов практически всегда закрыт. Выполнение каких либо медицинских манипуляций студентам не доступно, включая банальные в/м и в/в инъекции. Как можно научиться чему то, если даже интернам и ординаторам проблематично принять участие в операции, хотя бы в качестве ассистента, а большинство студентов к 6 курсу ни разу не выполняли в/в инъекций.
Следующей проблемой является дефицит кадрового состава преподавателей, особенно на базовых предметах (анатомия, гистология, физиология и др.) то есть тех, где невозможно совмещение с врачебной деятельностью. Остаются только преподаватели старой школы и закалки, средний возраст которых старше пенсионного, за что им отдельный низкий поклон, и благодарность. А что будет через 5-10 лет, когда они уйдут?
В этой статье освещены далеко не все проблемы, а только самые важные и острые, и отсутствие каких-либо внятных решений правительства в этом направлении в ближайшее время, приведет к окончательному краху системы медицинского образования в Российской Федерации.
студент медицинского университета
Краснодар, Кубань

1 комментарий :

  1. Здравствуйте, согласен с вашей заметкой если не целиком, то полностью точно. Сам только что с практики по акушерству, в программе - перечень навыков на 2 страницы, которые мы должны освоить за 2 недели (4 курс). Естественно, если бы не наша весёлая и всё-таки хоть мало-мальски переживающая за дело руководительница, так бы мы ничего оттуда не вынесли. Не организована сама система передачи знаний на местах: врачам глубоко по барабану, кто там циркулирует в их отделении (лишь бы не мешались), а академия наша доблестная ничего не стремится сделать, чтобы поменять ситуацию к лучшему.
    По поводу уровня студентов - он ниже плинтуса. Вы правы, когда пишете о целевиках, действительно, этот балласт троечников, составляющий примерно 30% всего мед. студенчества, оказывается страшным бременем для академии. На самом деле, запрос на качество образования осуществляют студенты и если им нужен только зачёт или липовая пятёрка и не нужны истинные глубокие знания, то и коллектив учебного заведения деградирует согласно уровню обучающихся. Эта деградация очень глубока, и затронула все кафедры: и теоретические и клинические. О тех "старых кадрах", о которых вы упомянули, тоже ничего хорошего сказать не могу: как правило, это просто безыдейные комсомолки(цы)-приспособленки(цы). Нет ни анатомических препаратов, нет ни лабораторных практикумов, разложился вконец вместе с трупами в аудиториях предмет "Оперативная хирургия", а патан теперь проходит в кабинетике. В МОРГЕ - за 4 года обучения в рамках учебной программы не были ни разу. Фармакология, генетика, биология, патофиз изучаются в кабинетах. Где лаборатория, где виварий, где эксперимент? Помню только микробиологию, где мы растили на питательных средах кишечную палочку.
    Зато везде презенташки на лекциях беспутные: типа модернизация учебного процесса.
    Клинические кафедры - атас полный. Уничтожен институт наставничества, на семинарах нет демонстрации интересных клинических случаев; вместо этого бестолковые "курации" в буфете... Не у кого ни спросить, ни посоветоваться. Все стали юридически грамотными - напоминают, что пациент имеет право отказаться от осмотра студентами. В общем, всё идентично, как Вы пишите.
    А тут недавно посмотрел новый образовательный стандарт с 2011 года. Предметы первого куса: ОБЖ, культурология, концепции современного естествознания, современная научная картина мира, психология, сестринский уход!!!! ВСЁ!!! Дальше второй курс перечислять не вижу смысла. Скажу лишь, что по сравнению с ГОС 2000 там идёт сокращение часов по всем фундаментальным предметам. (в 2 раза меньше часов на анатомию, в 3 раза меньше на физиологию, микробиологию и биохимию, зато очень много ОБЖ. ОБЖ проходит сквозным образом до 5 курса!!)
    вот такая краткая заметка к вашему посту. Надеюсь, прочитаете и опубликуете. Просто накопилось!
    Екатеринбург.

    ОтветитьУдалить

НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ