Сегодня, 11 апреля, в Москве в Доме правительства состоялось заседание кабинета министров посвящённое проблемам Российского здравоохранения и Российской медицинской науки. Приводим текст стенограммы, опубликованной на официальном сайте Правительства РФ, полностью, без сокращений и комментариев.
Д. Медведев: У нас тут, видите, кнопочки появились такие, экранчики. Это для того, чтобы во время выступления все помнили о самом ценном, что у нас есть, — о времени. Поэтому теперь будут появляться символы, свидетельствующие о том, в графике выступающий или уже немножко вышел за его пределы.
Сегодня мы поговорим о здравоохранении, о кадровом потенциале здравоохранения. Конечно, этот вопрос имеет отношение к каждой семье, каждому человеку, потому что от квалификации врачей, среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала прямо зависит то, как работают больницы и поликлиники, а стало быть, — наше здоровье.
Сегодня мы посвятим внимание комплексу мер, который направлен на устранение дефицита кадров в отрасли (а он есть, во всяком случае по целому ряду специальностей), и, конечно, повышению уровня подготовленности медицинских кадров. Наша задача — привлечь в здравоохранение по настоящему знающих специалистов и сделать систему образования в медицине современной, что тоже большая и непростая задача.
Количество врачей в нашей стране увеличивается, однако их всё равно не хватает. В каждом регионе — подчёркиваю: в каждом регионе — есть свои дефицитные специальности. Это касается и участковых терапевтов, и педиатров. Мы, кстати, шесть-семь лет назад начали проводить работу по увеличению количества именно терапевтов и врачей общей практики, она дала свой результат. Но тем не менее всё равно проблема ещё кое-где сохранилась. Речь идёт и о врачах скорой помощи, и о специалистах в области онкологии, и о многих других специальностях.
Не менее сложно обстоят дела со средним медицинским персоналом. Сегодня на одного врача приходится два работника среднего звена. Эта пропорция неправильная, мы ставим задачу довести это соотношение до 1:3. Я напомню, что в большинстве стран с современной системой здравоохранения это соотношение 1:5. И многие вещи, которыми у нас занимаются врачи, там делаются совсем по-другому, средним медицинским персоналом, парамедиками и так далее. Но это специфика нашей системы подготовки в том числе.
Дело не только в том, что специалистов по отдельным профессиям, отдельным специальностям медицинским мало, но и в неравномерном распределении их по учреждениям здравоохранения. Острой, конечно, остаётся проблема нехватки медицинских кадров в малых городах и на селе. Конечно, это общая проблема, но по медицине нужны свои решения. При этом врачи предпочитают работать в больницах, нежели в поликлиниках, и тоже по вполне понятным причинам.
К решению этих проблем нужно подходить комплексно. Что нужно сделать? В ноябре прошлого года было принято решение — это распоряжение Правительства о поэтапном совершенствовании системы оплаты труда с переходом на эффективный контракт и с увязкой заработной платы врача с его квалификацией и качеством работы. Чтобы такая увязка была для всех понятна, прежде всего для самих врачей. И для этого Минздрав разрабатывает 31 профессиональный стандарт, о чём министр доложит.
Второе — это совершенствование системы подготовки медицинских работников. Необходимо совершенствовать программы дополнительного профессионального образования, в том числе на базе так называемых симуляционных центров. При этом надо шире использовать и дистанционное обучение, и новейшие технологии, я имею в виду онлайн-технологии, соответствующие лекции, для того чтобы не отрывать врачей от работы на длительное время. Своё развитие получит и целевой приём в медицинские вузы, и, конечно, предусмотрено повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и управленческого персонала в медицине и в фармацевтике.
Третье. Нужно создать информационную систему — федеральный регистр медицинских работников. Она охватит здравоохранение, включая фармацевтическую сферу. Система должна позволить проводить мониторинг и прогнозировать потребность в специалистах в различных регионах и, соответственно, планировать их подготовку и меры, направленные на устранение кадрового дисбаланса между поликлиниками и стационарами, между городом и сельской местностью. На основе такого анализа должны формироваться и региональные программы по решению кадровых проблем, которые предусматривают гибкие и адресные меры социальной поддержки медицинских работников и молодых специалистов, прежде всего по наиболее дефицитным профессиям, специальностям.
Сейчас Минздравом одобрено 25 таких региональных программ, в том числе в Белгородской области. У нас присутствует губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко, который скажет несколько слов о своём опыте. И, конечно, нужно поддерживать контакт с профессиональным сообществом, экспертным сообществом. У нас обычно в решении таких вопросов также принимает участие Экспертный совет при Правительстве. Сегодня на эту тему выступит Леонид Адольфович Меламед.
Следующий вопрос повестки, который затрагивает интересы граждан нашей страны, — это совершенствование законодательства о пенсионном страховании. Речь идёт о том, чтобы наши люди не стеснялись и не боялись доверять хранение и, соответственно, накопление, то есть приумножение своих денежных средств, частным пенсионным фондам. Сотрудники этих фондов, их агенты, конечно, ведут работу по привлечению новых клиентов, но, как и во всякой сфере, там, где это касается финансов, здесь есть и проблемы, и злоупотребления. Например, использование различных баз данных с персональной информацией для заключения подложных договоров о пенсионном страховании и целый ряд других проблем.
Правительством подготовлен законопроект, который устанавливает административную ответственность негосударственных пенсионных фондов и агентов этих фондов за подобные правонарушения. По этому проекту безосновательно переведённые накопления гражданина и проценты по ним (по решению суда, естественно) должны вернуться прежнему страховщику, то есть страховой компании, а недобросовестному фонду может быть вообще запрещено заключать новые договоры по обязательному пенсионному страхованию, потому как задачей государства всё равно остаётся максимальное сохранение пенсионных накоплений. Государство обязано это сделать.
Ещё одна тема, связанная с безопасностью, но уже не финансовой, а безопасностью на дорогах. Она всё время в центре внимания и Правительства, и парламента, и огромного количества экспертов. Совсем недавно, 29 марта, я проводил встречу с экспертами и руководством Министерства внутренних дел. Мы говорили о совершенствовании законодательства в соответствующей сфере. Такая работа не должна останавливаться.
Сегодня рассматриваются изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Речь идёт о повышении ответственности должностных лиц за выпуск на линию транспортных средств, которые имеют неисправности. Как известно, на трассе всегда находится значительное количество разных машин — и новых, и старых, поэтому техническое состояние автомобиля — одна из причин аварии. Последствия, конечно, как правило, очень тяжёлые.
Законопроектом предлагается увеличить административный штраф для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию автотранспорта, и установить его в размере до 10 тыс. рублей. Сейчас такая ответственность — максимальная сумма её составляет 1 тыс. рублей. Будем надеяться, что это всё-таки будет способствовать и снижению количества ДТП, и в целом будет косвенным стимулом к тому, чтобы обновлять парк транспортных средств у публичных и частных перевозчиков.
Сегодня мы также рассмотрим дополнения в прогнозный план приватизации. Речь идёт о включении в него 51 открытого акционерного общества и 14 государственных унитарных предприятий, которые прямо не используются при исполнении функций государства. Это разные предприятия — и транспорт, и непроизводственные компании. Кроме того, будет дополнительно приватизировано порядка 150 имущественных объектов — и земли, и инфраструктурных сооружений. Это должно нас нацеливать на то, что работа по приватизации должна продолжаться с учётом рыночной конъюнктуры, но не только, она в целом должна вестись, тем более что, ещё раз напомню, доходы от приватизации — один из источников формирования бюджета.
Приступим к первому вопросу. Пожалуйста, Вероника Игоревна (обращаясь к В.Скворцовой), прошу вас.
В.Скворцова (Министр здравоохранения): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Обеспеченность системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами является одним из важнейших условий, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи населению. Меры по обеспечению системы здравоохранения кадрами активно принимались, как в своём вступительном слове уже сказал Дмитрий Анатольевич, с 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения, а также программы «Сельский доктор». Развитие кадрового потенциала стало важнейшей подпрограммой государственной программы по развитию здравоохранения. В соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 года министерство совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработало комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения медицинскими кадрами. Он включил три основных раздела: совершенствование, планирование и использование кадровых ресурсов отрасли, развитие системы подготовки специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, развитие системы материальных и моральных стимулов к эффективной работе медицинских работников.
Международная методика определения потребности в медицинских кадрах получила развитие в последние 10 лет — от эмпирического определения дефицита к методике многофакторного расчёта потребности в медицинских кадрах.
Расчётная потребность во врачебных и средних медицинских кадрах в целом в нашей стране составляет 45,2 и 117,5 на 10 тыс. населения, соответственно, но сильно варьирует по регионам. На 1 января 2013 года в России работают 743 тыс. врачей и 1 млн 419 тыс. средних медицинских работников. Обеспеченность, таким образом, населения врачами за 10 лет выросла с 42,2 до 44,7 на 10 тыс. населения, средними медицинскими работниками снизилась с 96,9 до 90,8 на 10 тыс. населения. Таким образом, сегодня сократился общий дефицит врачей в отрасли, который составляет около 40 тыс. человек и максимально представлен по отдельным специальностям — анестезиология и реаниматология, неонатология, наркология, паталогическая анатомия, педиатрия, фтизиатрия. Дефицит средних медицинских работников составляет около 270 тыс. человек.
Для детального анализа кадрового состава отрасли Минздравом разработана единая информационно-аналитическая система — федеральный регистр медицинских работников, содержащий информацию об уровне квалификации и компетенции, возрастном и гендерном составе медицинских работников для каждого региона. Система позволяет прогнозировать изменения кадрового состава и осуществлять перспективное планирование с определением объёмов государственного задания на подготовку медицинских кадров государственным образовательным учреждением по конкретным специальностям для каждого региона. Фактически формируется единый образовательно-кадровый континуум, позволяющий готовить кадры по прогнозным и реальным потребностям каждого субъекта Российской Федерации.
Ядром системы подготовки врачебных кадров являются 46 вузов Минздрава России, выпускающие 32 тыс. специалистов в год. Независимый анализ качества приёма студентов на основе среднего балла ЕГЭ в 2012 году установил лидирующие позиции медицинских вузов Минздрава в общевузовских рейтингах. По данным мониторинга вузов, проведённого Минобрнауки в 2012 году, все вузы Минздрава признаны эффективными. Кроме того, специалистов с высшим медицинским образованием готовят 24 факультета классических университетов региональных и негосударственных вузов, выпускающих 5 тыс. человек в год.
Важно отметить, что обучение в вузах разной ведомственной принадлежности и формы собственности осуществляется по единым образовательным стандартам и на основе единых критериев аккредитации вузов. Подготовка кадров со средним медицинским образованием осуществляется в 442 средних специальных учебных заведениях, училищах и колледжах, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и на базе 26 медицинских вузов Минздрава. Ежегодно выпускается 59 тыс. специалистов.
В соответствии с законами об основах охраны здоровья граждан и об образовании в Российской Федерации разработан комплекс мер по совершенствованию высшего медицинского образования, включающий переход на стандарты третьего поколения, предусматривающие последовательное увеличение объёма практической подготовки студентов, начиная с первых курсов, на базе вузовских клиник и клинических баз, снижение вариативности программ от младших к старшим курсам с полной их состыковкой с профессиональными стандартами и стандартами медицинской помощи по базовым направлениям, а также смысловой пересмотр и обновление типовых рабочих программ, переквалификация профессорско-преподавательского состава, внедрение высокотехнологичных симуляционных, виртуальных и других образовательных методик, использование электронных информационных ресурсов и систем помощи в принятии решения. Все эти процессы были начаты летом 2012 года и интенсивно развиваются.
С октября переквалифицировано более 450 преподавателей, переквалификация будет завершена в течение 2013–2014 годов. В декабре открыта электронная медицинская библиотека и созданы основные информационные сервисы. За 2012 год организованы симуляционные и тренинговые центры в семи медицинских вузах, запланировано на 2013 год открытие ещё семи. Предусматривается переход с 2016 года на систему аккредитации медицинских работников с выдачей индивидуальных листов допуска к конкретным видам медицинской деятельности. Первую аккредитацию будут проходить выпускники вузов для работы по трём базовым врачебным специальностям — участкового терапевта, участкового педиатра и общего стоматолога — сразу после окончания вуза. Подготовка специалистов по остальным 96 врачебным специальностям будет происходить в ординатуре, продолжительность которой составит от двух до пяти лет в зависимости от специальности, а также в ходе дополнительного профессионального образования.
Регулярная аккредитация медицинских работников будет являться одной из составных частей системы непрерывного медицинского образования, которую Минздрав активно разрабатывает совместно с профессиональным сообществом на основе модульного принципа и использования накопительной системы зачётных кредитов. Предполагается внедрение дистанционных образовательных технологий с подключением к разработанным информационным базам данных, системам принятия решений и дистанционным образовательным серверам, позволяющим получать образование без отрыва от работы. Для этого сформировано компьютеризированное рабочее место врача, которое будет внедрено в лечебно-профилактических учреждениях с конца 2013 года и в течение 2014 года. Создание таких рабочих мест будет также способствовать уменьшению бумажного документооборота, высвобождению времени для работы с пациентами и, кроме того, рациональному перераспределению дефицитного среднего медицинского персонала.
Для выполнения этих задач Минздравом был создан межведомственный координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования, активизирована работа совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов и совета директоров медицинских училищ и колледжей, обновлён аппарат главных внештатных специалистов по основным 70 медицинским профилям и их экспертных советов. В целом данное экспертное сообщество включает более 7 тыс. ведущих российских профессоров из всех регионов страны.
В настоящее время Минздравом завершена разработка проектов образовательных программ послевузовского профессионального образования по всем 96 послевузовским медицинским специальностям. Проекты образовательных программ прошли многоступенчатую экспертизу в ведущих образовательных и научных учреждениях Российской Федерации, в том числе с привлечением международных экспертов, и согласованы на координационном совете по медицинскому и фармацевтическому образованию при Минздраве.
Одновременно в соответствии с Постановлением Правительства от 22 января №23 осуществляется разработка новых отраслевых профессиональных стандартов, учитывающих реализуемые структурные и логистические преобразования в отрасли с перераспределением функциональных обязанностей медицинских работников. В 2013 году будет разработано 20 профессиональных стандартов, в 2014 году — 11. Минздравом сформирована межведомственная рабочая группа для пересмотра отраслевых норм труда в здравоохранении. Процесс будет завершён к IV кварталу 2014 года.
Важным компонентом кадровой политики является сплочение профессионального медицинского сообщества, развитие корпоративной ответственности и корпоративной этики, расширение спектра активности и самоуправления во взаимодействии с Минздравом и департаментами здравоохранения субъектов Российской Федерации. На первом Всероссийском съезде врачей, который открывали Вы, Дмитрий Анатольевич, был принят этический кодекс врача и резолюция по укреплению роли медицинского профессионального сообщества. Данный съезд проходил впервые за последние 30 лет.
Для обеспечения медицинскими специалистами удалённых районов страны в сельской местности совместно с Министерством образования и науки внедрена новая форма целевой контрактной подготовки студентов и ординаторов на основе трёхсторонних договоров, согласно которым субъект берёт на себя обязательства по социальной и материальной помощи учащемуся и молодому специалисту. А молодой специалист обязан отработать два-три года на подготовленном для него рабочем месте. Проведённые в 29 регионах пилотные проекты доказали эффективность этого подхода.
Принято также решение о продлении программы «Сельский доктор», обеспечивающей подъёмные для молодых специалистов, работающих на селе, в размере 1 млн рублей. В 2013 году распределение средств федерального фонда ОМС и субъектового финансирования составит 50 и 50%. При этом программа будет распространена и на рабочие посёлки. Планируется с 2014 года поэтапный перевод работников медицинских организаций на эффективный контракт с разработкой апробации наиболее рациональных подходов к его реализации с учётом территориальных и иных особенностей лечебно-профилактической деятельности. Это позволит повысить адекватность оценки и оплаты труда медицинских работников, улучшить качество оказываемых услуг в сфере здравоохранения, а также оптимизировать штатное расписание медицинских организаций с учётом реальной потребности.
Комплекс мер предусматривает принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на поэтапное устранение дефицита медицинских кадров. На основе разработанного Минздравом плана мероприятий и согласованных региональных дорожных карт органами управления здравоохранения разработаны проекты кадровых программ. Все программы содержат необходимые разделы, отражённые в плане мероприятий. До 1 апреля проведена экспертиза всех 83 региональных программ, на 10 апреля рекомендовано Минздравом к утверждению органами исполнительной власти субъектов уже 36 программ. И до 1 мая будет проведена корректировка остальных программ на основе рекомендаций Министерства здравоохранения. В программах, разработанных субъектами, предусмотрены меры социальной поддержки медицинских работников (они представлены на слайде 10), а также меры по обеспечению жильём медицинских работников (представлены на слайде 11).
Министерство здравоохранения приняло участие в разработке программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда, которая была утверждена распоряжением Правительства. В настоящее время Минздравом осуществляется мониторинг реализации планов мероприятий в отношении достижения целевых индикаторов динамики значения и соотношения средней заработной платы медицинских работников к средней заработной плате по регионам.
Комплекс мероприятий по обеспечению системы здравоохранения медицинскими кадрами обсуждался на коллегии Минздрава 24 ноября 2012 года, на заседаниях совета ректоров и совета директоров медучилищ и колледжей, Координационного совета по медицинскому и фармацевтическому образованию при Минздраве, рабочей группы по здравоохранению Экспертного совета при Правительстве и был одобрен всем экспертным сообществом. В результате общественного обсуждения было учтено более 50 рекомендаций (план мероприятий был также рассмотрен на совещании у Заместителя Председателя Правительства Ольги Юрьевны Голодец 27 февраля), согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесено в Правительство в соответствии с регламентом. Просим поддержать предложенный комплекс мер, финансовое обеспечение которого будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в его реализации. Просим также рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализовать данный комплекс мер при осуществлении своей деятельности. Спасибо.
Д. Медведев: Спасибо. Давайте сначала послушаем наших коллег, которые в регионах работают, и экспертное сообщество. Евгений Степанович (обращаясь к Е.Савченко), пожалуйста, что у вас? Какие у вас есть предложения?
Е. Савченко (губернатор Белгородской области): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания Правительства! Хочу прежде всего поддержать предложенный комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения России медицинскими кадрами. Остановлюсь на некоторых положениях документа более подробно и поделюсь своими соображениями.
Первое. Введение процедуры экспертной оценки проектов региональных программ, которая была применена в этом году, на мой взгляд, не только повысит качество этих важных документов, но и задаст единый вектор развития всей системе здравоохранения в стране.
Второе — касательно федерального регистра. На данный момент федеральный регистр медицинских работников в первую очередь используется министерством для получения статистических данных, анализа кадровых ресурсов отрасли. Хотелось бы, чтобы функционал регистра расширился. О чём идёт речь? Целесообразно добавить туда своеобразный (беру в кавычки) чёрный список медицинских работников. Я имею в виду тех работников, которые дискредитировали себя, и эта информация должна быть отражена в регистре и доступна работодателям, особенно если это касается переезда работника из одного региона в другой.
Третье. На наш взгляд, оптимизация численности медицинских работников, повышение их квалификации будет способствовать разделению общего бюджета здравоохранения на две составляющие: бюджет профилактики и бюджет стационарного лечения с относительным, естественно, увеличением доли бюджета профилактики до 50–60% в общей доле расходов на здравоохранение (сегодня у нас чуть больше 30%, я имею в виду по Белгородской области). За счёт увеличения доли профилактики лечения мы сможем значительно сократить расходы на затратное стационарное лечение. При этом мы будем действовать на опережение, выявлять и лечить болезни на ранних стадиях, что, естественно, может привести в целом к снижению бюджета на здравоохранение или оптимизировать его. Параллельно проводить мероприятия по внедрению системы эффективных контрактов. Эта работа у нас проводится, и поэтапный перевод медицинских специалистов на такие контракты у нас в основном будет завершён к концу текущего года.
Четвёртое. Важно создать стимулы для самообразования врачей. Этому способствует множество факторов — они нашли своё отражение в итоговом документе, который сегодня предлагается. Но всё-таки, на мой взгляд, среди множества факторов, которые этому способствуют, всем нам нужно больше уделять внимание наличию конкурентной среды в системе здравоохранения. В этой связи представляется целесообразным, Дмитрий Анатольевич, системно поддержать негосударственный сектор здравоохранения, включать оплату его услуг через систему обязательного медицинского страхования. Считаю, что здесь мы должны выработать понятные правила игры для всех. Пациенту не важно, куда идти лечиться или получать медицинскую услугу: он должен идти туда, где она будет лучше оказана. Если в негосударственном секторе — значит, он должен идти туда и тоже нести свои деньги туда через систему обязательного медицинского страхования. А это конкуренция. Конкуренция — это всегда стимул для повышения самообразования тех, кто там работает, для повышения их квалификации.
Пятое. Необходимость разработки типовых отраслевых норм труда, о чём шла речь, действительно назрела. На наш взгляд, их утверждение позволит повысить доступность и качество предоставления медицинских услуг. Положительные результаты должна дать разработка профессиональных стандартов. Однако хотел бы обратить ваше внимание, что при их её внедрении мы можем столкнуться с проблемой наращивания количества бумаг, из-за которой врач не сможет уделять пациентам достаточное количество времени. Думаю, здесь, может быть, провести какие-то пилотные проекты, для того чтобы уйти от этой проблемы.
И последнее, о чём хотелось бы сказать. Конечно же, эффективно решать проблему дефицита кадров помогают меры дополнительной поддержки медицинских работников различными социальными льготами. Что касается Белгородской области, если вести речь об обеспечении жильём, то у нас система такая разработана, она действует, я думаю, она достаточно эффективна, особенно в части поддержания индивидуального жилищного строительства, скажем, вообще для работников бюджетной сферы, в том числе и здравоохранения. Всем желающим мы строим коробку, даём землю, коммуникации. Строим коробку за 1 млн рублей и, естественно, отдаём её в кредит на 15 лет под 5%.
Последнее, о чём хотелось сказать, Дмитрий Анатольевич, я уже слышал этот тезис от Вероники Игоревны (В.Скворцова): нужно поддержать у нас проект «Земский доктор». Он очень эффективен, работает. И я уверен, что принимаемый сегодня комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения медицинскими кадрами станет хорошей основой для повышения качества предоставляемых медицинских услуг населению. Спасибо.
Д. Медведев: Спасибо, Евгений Степанович. Пожалуйста, Меламед Леонид Адольфович.
Л. Меламед (член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания! Экспертный совет по здравоохранению Открытого правительства — достаточно многочисленный орган, в котором участвуют более 50 профессионалов из различных отраслей знания и практики здравоохранения. Достаточно активно привлекается Министерство здравоохранения для обсуждения основных инициатив и проектов нормативных документов Минздрава, и надеемся, что мнение, которое эксперты высказывают по основным вопросам деятельности отрасли, окажется полезным для практической реализации.
Собственно, это мы видим сегодня и в докладе уважаемого министра, который в целом поддерживается экспертным сообществом Открытого правительства. И мы видим и благодарны за то, что многие предложения, которые вносились экспертами, уже учтены на сегодняшний день, и надеемся, что они будут учтены в процессе реализации и создания конкретных нормативных документов.
На что эксперты просили обратить внимание: за последние годы руководством страны сделано очень многое для роста материально-технического обеспечения отрасли здравоохранения и роста доходов медицинских работников. Можно смело сказать, что объём финансирования здравоохранения вырос за последние семь лет беспрецедентно по сравнению со многими предыдущими периодами. И тем более актуальным становится сегодня, как было сказано Вами, Дмитрий Анатольевич, вопрос качества медицинской помощи: насколько объём финансирования, который идёт в отрасль, приводит к достижению качественных результатов для населения страны.
Качество медицинской помощи, конечно, напрямую связано с состоянием кадрового обеспечения отрасли, которое в свою очередь зависит от квалификации, от того, как отбираются и подбираются люди, которые приходят во врачебную специальность и работают в ней, каким образом они мотивированы. На что хотелось бы отдельно обратить внимание: качество должно быть доказательным. И в представленных документах, и в тех, которые предстоит разрабатывать, экспертное сообщество просило обратить большее внимание на качество — то, что сегодня часто называется ключевыми показателями эффективности: то есть на элементы доказательства того, что и квалификация медицинских работников растёт, и мотивация их растёт, и люди, которые вообще работают в отрасли, более профессионально готовы к осуществлению своей деятельности. Для этих целей необходимо иметь небольшое, относительно немногочисленное количество ключевых показателей эффективности качества, которые обеспечивали бы сравнимость работы медицинских работников, медицинских учреждений, региональных систем здравоохранения между собой, а также сравнимость с международными аналогами работы профессионалов и системы организации здравоохранения, лечебных учреждений.
Важно иметь чёткие критерии и систему мониторинга достижения этого качества, которые имели бы общественную доступность, и, конечно, привязать мотивацию медицинских работников и лечебных учреждений во многом к достижению этих самых искомых показателей качества, о которых здесь говорилось.
Что касается системы совершенствования планирования и использования кадровых ресурсов, экспертное сообщество рекомендует усовершенствовать действующую классификацию медицинских профессий с учётом ведущих мировых практик её формирования и предъявления квалификационных требований; предусмотреть приоритетные меры по развитию службы первичной медицинской помощи, развитию системы индивидуальной и групповой врачебной практики в системе здравоохранения, особенно в малозаселённых районах; предусмотреть меры экономического стимулирования врачей на работу в регионах, где имеется дефицит медицинских кадров; при планировании ресурсов учесть влияние изменения технологии системы оказания медицинской помощи на потребность в кадрах, предусмотреть внедрение дистанционной медицины.
В части совершенствования системы подготовки специалистов особое внимание эксперты обращают на необходимость проработки правовых механизмов передачи функций по оценке профессиональной квалификации медработников профильным саморегулируемым организациям. Это очень важный вопрос о роли саморегулируемых организаций врачей в системе повышения квалификации и аттестации медицинских работников. В ряде зарубежных стран, которые достигают высоких результатов качества, роль саморегулируемых организаций врачей намного выше, чем сегодня в России. Имело бы смысл постараться этот позитивный опыт учесть. Предусмотреть мероприятия по внедрению современных информационных систем здравоохранения, меры по развитию системы тренинговых центров и проведению обязательного регулярного обучения всех практикующих врачей с использованием системы тренинговых центров. О формировании и расширении системы материальных стимулов уже очень много говорилось, но и на это просили обратить внимание эксперты, особенно в части того, что уровень доходов врачей, уровень их социального пакета сильно разнится между регионами: есть необходимость, чтобы это обеспечение было более выровнено. И конечно, есть к чему стремиться с точки зрения объёмов финансирования и доходов врачей и лечебных учреждений, поскольку и на сегодняшний день существует некое отставание от желаемых норм, хотя, как мы уже говорили, уровень их финансирования беспрецедентно вырос за последние годы.
Поэтому эксперты Открытого правительства поддерживают предложенную Минздравом программу. Благодарны за то, что учтены наши предложения, и хотим принципиально обратить внимание на рост доказательности того, что поставленные задачи исполняются и приводят к нужным целям. Спасибо.
Д. Медведев: Спасибо большое. Пожалуйста, коллеги (теперь к членам Правительства обращаюсь), какие будут комментарии к докладу министра, к сообщениям наших коллег из регионов и экспертного сообщества? Пожалуйста, Аркадий Владимирович (обращаясь к А. Дворковичу).
А. Дворкович (Заместитель Председателя Правительства): Спасибо. Три коротких вопроса. Первый — в отношении региональных программ. Они действительно важны, и обеспечение кадрами на региональном уровне — это безусловный приоритет. Тем не менее и в процессе их реализации, и при мониторинге результатов реализации этих программ важно, чтобы сохранялась интегрирующая роль на федеральном уровне министерства, крупных федеральных центров, которые обладают соответствующей компетенцией. Я просто прошу обратить на это внимание, чтобы у нас не было административных границ в системе подготовки медицинских кадров и чтобы крупные центры играли в этом процессе особую роль.
Вторая тема, связанная с этим, — это тема университетских клиник по отношению к нашей традиционной системе медицинских институтов. Необходимость интеграции медицинского образования в систему университетского образования и развития на базе университетов университетских клиник как базы подготовки специалистов, — с моей точки зрения, надо этому уделить особое внимание.
И третье (в материалах об этом сказано, тем не менее в самом комплексе мер не упоминается) — использование зарубежного опыта по двум основным каналам. Первое — направление на подготовку за рубежом в целях повышения квалификации наших молодых, и не только молодых, любых специалистов, а также приглашение зарубежных специалистов для осуществления реализации образовательных программ в наших медицинских центрах и образовательных центрах. Я считаю, что на это надо обратить внимание. Спасибо.
Д. Медведев: Спасибо, Аркадий Владимирович. Пожалуйста.
М. Абызов (Министр Российской Федерации): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я хотел бы согласиться с предложениями Евгения Степановича (Савченко) о том, что необходимо в течение ближайшего времени определиться по страховой частной медицине, правилам игры и понятности этих правил на федеральном уровне и на региональном уровне, потому что этот вопрос уже достаточно давно обсуждается. Структура медицины будущего, роль государственного и частного сектора, равнодоступность в вопросах инфраструктуры для государственных и негосударственных лечебных учреждений, конкуренция между ними, возможность клиенту выбирать то медицинское учреждение, которое наиболее качественно оказывает медицинские услуги, — эта дискуссия в экспертном сообществе и медицинском сообществе ведётся достаточно давно. Если есть действительно запрос на выработку прозрачных правил и некоторой стратегии, то в течение этого года было бы целесообразно это обсудить на площадке Правительства и подготовить соответствующий доклад.
И вопрос саморегулируемых организаций, их роль и место при аттестации медицинских сотрудников. Тоже достаточно длительная дискуссия, есть в том числе радикально отличающиеся мнения и в медицинском сообществе, и в общественных организациях. Кажется, уже пришла пора в течение этого года тоже здесь определиться Правительству с тем, какими мерками и критериями подходить к этому вопросу. Спасибо.
Д. Медведев: Спасибо. Есть ещё, кто хотел бы что сказать? Пожалуйста (обращаясь к И.Слюняеву).
И. Слюняев (Министр регионального развития): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, безусловно, очень важный комплекс мер. Есть два момента, на которые хотелось обратить внимание. Во-первых, это непрерывность системы подготовки кадров от начального и среднего медицинского уровня обучения к высшей школе, высшему образованию, поскольку, как правило, человек делает выбор на ранних этапах своей биографии в пользу медицинского образования, и такая система всегда существовала: взаимоувязка программ медицинских вузов с работой колледжей и медучилищ.
И вторая проблема связана с тем, что многие субъекты Федерации идут, по большому счёту, по пути контрактно-целевой подготовки медицинских работников, однако законодательно мы этот подход никак не закрепили. Я думаю, пришло время подумать о том, чтобы при планировании трудовых ресурсов мы вышли в режим контрактно-целевой подготовки специалистов для медицинской сферы на среднесрочный период. Спасибо.
Д. Медведев: Про целевую подготовку, по-моему, в выступлении говорилось как раз… Пожалуйста, Ольга Юрьевна (обращаясь к О. Голодец).
О. Голодец: Я хотела обратить внимание на то, что тот комплекс мер, который мы сегодня обсуждаем, это комплекс первоочередных мер. Это те проблемы, которые нужно решить в течение очень короткого периода времени — и обеспечение сельскими врачами наших регионов, и изменение качества подготовки в вузах. Но очень важно сказать, что есть целый комплекс мер институционального развития медицинского образования и подготовки и обеспечения здравоохранения. Сегодня здравоохранение — это уже не только доктора, это большое количество специальностей, которые вовлечены в систему здравоохранения, в частности физических специальностей, химических специальностей, биологических. И очень важно понимать, что сейчас в министерстве, в том числе с привлечением других министерств и ведомств, ведётся большая работа по второму этапу развития этого комплекса мер.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я хотела поблагодарить всех, кто задал вопросы. И еще очень коротко сказать Аркадию Владимировичу (А.Дворковичу), что мы, безусловно, предусматриваем именно такой вариант, о котором говорили вы. То есть будет идти, во-первых, и мониторирование всей ситуации через систему федерального регистра, и общее научно-методическое руководство нашей федеральной сети, главных учреждений будет осуществляться. Мы не стали касаться сегодня вопроса об университетских клиниках, поскольку этот вопрос вошел в Стратегию развития медицинской науки, которую мы уже заслушивали и которая была утверждена в декабре, в том числе формирование научно-образовательных кластеров вокруг ведущих медицинских университетов.
И третий момент. Мы, безусловно, опираемся на зарубежный опыт, и перед смысловым пересмотром всех образовательных программ мы провели полный скрининг и выбрали три лучших медицинских университета мира — это Гейдельберг, Гарвардский университет и Сорбонна (Франция).
Д. Медведев: Любопытно, а наши медицинские университеты? Ситуация с классическими университетами и вообще с университетами нам известна, в какие они сотни входят. А вот наши медицинские вузы какие позиции занимают в мировых рейтингах медицинских вузов?
В. Скворцова: У нас три вуза вошли… Я не помню, 50 топ-позиций или 100 топ-позиций, надо это уточнить, но три московских вуза вошли в эти рейтинги.
Д. Медведев: Понятно.
В. Скворцова: На самом деле за последние годы произошли позитивные изменения, и мы сейчас рассчитываем просто сблизить позиции ведущих международных медицинских университетов с позициями наших вузов.
Д. Медведев: Да, это важно. В отношении медицинского образования мы понимаем, что оно развивалось последние годы неровно. Это связано с дефицитом финансирования и с неким общим трендом. Кроме того, открывались высшие учебные заведения без клинической базы, которые, строго говоря, и медицинскими университетами назвать нельзя. Здесь нужно действовать аккуратно, но твёрдо. Надо сделать так, чтобы врачей готовили в подобающих местах, на это хочу обратить ваше внимание.
Предлагаю утвердить комплекс мер и двигаться дальше. Договорились? Принято.
<…>
* * *
По завершении заседания Правительства Министр здравоохранения Вероника Скворцова ответила на вопросы журналистов. Об этом в следующей нашей публикации.
Комментариев нет :
Отправить комментарий