1 февраля 2012 г.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ ПО-АМЕРИКАНСКИ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

У наших читателей нередко возникают вопросы о работе американской системы здравоохранения. На днях «Медицинский экспресс» встретился с Вячеславом Вениаминовичем Гауфбергом, директором резидентуры Гарвардской медицинской школы, доцентом Медицинской школы Гарвардского университета встретился. Он поведал нам о том, как работают с экстренными пациентами в США. Вячеслав Гауфберг является одним из ведущих американских специалистов по оказанию срочной медицинской помощи. Ежегодно более 700 лучших выпускников медицинских школ стремятся получить место в его команде для дальнейшего обучения.

Как организовано оказание скорой медицинской помощи в США?
— Всё начинается со звонка в службу «911». Диспетчер определяет по жалобам больного приоритетность вызова. Все машины «скорой помощи» укомплектованы оборудованием для реанимации и поддержания жизни. То есть отдельно реанимобилей и линейной бригады, как в России, нет. К каждой машине прикреплено двое парамедиков. Один их них «техник», он же водитель, а второй проводит полный комплекс реанимации. Врачи «скорой помощи» и реаниматологи в России — это парамедики в США. Им не требуется высшего медицинского образования, они проходят курсы от 6 месяцев до года в зависимости от категории.
Служба «скорой помощи» доставляет пациентов в центры экстренной медицины. Они располагаются при всех многопрофильных госпиталях и оказывают любую срочную помощь: от консультаций при боли в горле до проведения сложных операций. Вся помощь в центре экстренной медицины оказывается независимо оттого, есть у пациента медицинская страховка или нет. Врач экстренной медицины должен знать и уметь всё, отсюда и повышенный интерес к этой профессии. Во-первых, это романтика спасения человеческой жизни, во-вторых, универсальная практика. Сегодня это одна из самых популярных специальностей. Я руковожу центром экстренной медицины в Гарвардской медицинской школе, и конкурс на последипломное обучение ежегодно составляет более 100 человек на место.
Как универсальность врачей экстренной помощи сказывается на качестве услуг?
— Это только повышает качество оказания медицинской помощи. В середине 1970х в США встал вопрос о том, как оптимизировать работу с экстренными пациентами. Система, когда больной попадает в приёмный покой и ждёт узкого специалиста, была признана не эффективной. Представим, что в приёмном покое дежурит терапевт, и он думает, что у больного аппендицит, и вызывает хирурга, хирург думает, что это внематочная беременность и вызывает гинеколога и так далее. Даже в НИИ «скорой помощи» им. Н.В. Склифосовского, насколько я знаю, процесс тот же, просто там все отделения работают в круглосуточном режиме и готовы быстро проводить сложные операции. Но всё равно все пациенты только в определённом отделении могут получить помощь. А ведь речь часто идёт о человеческой жизни, и решения должны приниматься очень быстро. В США такого нет. Врач экстренной медицинской помощи ставит диагноз и начинает лечение сразу, ему не нужно никого ждать, переводить больного из одного отделения в другое и так далее.
Как осуществляется транспортировка пациентов?
— По всем штатам есть два вида транспортировки больных: на автомобилях и средствами медицинской авиации — на вертолётах и самолётах. У всех крупных больниц есть свои вертолётные площадки, чаще всего они размещены на крышах зданий. Конечно, это занимает много времени, но в дороге парамедики оказывают пациенту всю возможную помощь. Когда я был в Москве, я заметил, что скорая помощь с включённой сиреной стоит в пробке. В США я ни разу с этим не сталкивался. Все обязаны сразу уступить дорогу, иначе попросту можно не только лишиться прав, но и угодить в тюрьму. Существуют временные стандарты ожидания медиков в зависимости от категории экстренности и населённого пункта. Например, в Гарварде время прибытия медиков на вызов по инфаркту или инсульту — 4 минуты. Если «скорая помощь» всё-таки опаздывает, это повлечёт за собой административное разбирательство со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как соотносится частная и государственная служба «скорой помощи» в США?
— Государственной «скорой помощи» в США не существует, в отличие от России. Практически все службы «скорой помощи» частные. Правда, «скорая помощь» может быть муниципальной. Но, например, в Бостоне, муниципальная «скорая помощь» охватывает не более 10% рынка. Средняя стоимость выезда «кареты скорой помощи» — около 600 долларов. Оплата вызова производится через страховые выплаты. Компании «скорой помощи» делят районы города между собой. «Кареты скорой помощи» не стоят на станции, как в России, они постоянно ездят улицам или останавливаются в ключевых местах, например, на площадях или возле крупных учреждений. Машины стратегически расположены так, чтобы в данном радиусе быстро оказать помощь. Служба «911» направляет к пациенту ближайшую машину.
Как развивается служба «скорой помощи» в США?
— Конечно, внедряются новые технологии. Например, 10 лет назад парамедики не могли посмотреть полные данные кардиограммы в машинах, а сейчас у них есть все возможности для комплексной кардиологической диагностики. Теперь «кареты скорой помощи» оснащаются даже ультразвуковыми аппаратами, чтобы следить за работой сердца или увидеть повреждения внутренних органов. Внедрение новых технологий идёт непрерывно.
© Дитрих Штеглиц
Медицинский экспресс

Комментариев нет :

Отправить комментарий

НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ