26 февраля 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АПТЕКИ В РОССИИ — НЕЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ЗАТЕЯ

В Российских и ряде зарубежных СМИ появилась информация о том, что правительство России намеревается создать государственную сеть аптек. Однако Российские парламентарии и представители фармацевтической индустрии встретили эту новость весьма скептически. Многие из них считают, что создание государственных аптек не поможет остановить рост цен на лекарства в период экономического кризиса.

Российский президент Владимир Путин на прошедшей неделе поручил правительству до 15 апреля рассмотреть вопрос о создании сети госаптек и разработать механизмы их поддержки с целью обеспечения доступности лекарств для населения.
Виктор Дмитриев, глава Ассоциации российских фармацевтических производителей1, на пресс-конференции в Москве заявил:
«Форма собственности на конечную цену влияет мало. На цену могут влиять льготы, но, если мы дадим льготы государственным аптекам и не дадим коммерческим аптекам, не очень понятно, для чего тогда существует антимонопольная служба, и для чего нужна эта конкуренция, псевдо-конкуренция на рынке».
Член комитета Госдумы по охране здоровья Разиет Натхо из «Единой России» сообщила, что депутаты, в том числе профильного комитета, узнали об этой инициативе одновременно со всеми россиянами. Никаких предварительных обсуждений российским министерством здравоохранения не проводилось. По её словам, создать сеть государственных аптек за один-два месяца не представляется возможным.
Разиет Натхо рассказала «Медицинскому экспрессу»:
«Предложения будут обсуждаться 15 апреля на заседании правительства, мы всем будем очевидцами того, что они [представители минздрава] внесут. Исполнять им, поэтому они заинтересованы в том, чтобы внесено было то решение, которое учитывает задачи, поставленные президентом. Если даже положение и порядок будут разработаны, это займет весь [2015-й] год как минимум, так как нужно будет согласовывать [проект] с отраслевыми министерствами, вносить изменения в бюджет, а также изыскивать источники, за счет чего будут покрываться определенные потери».
Глава минздрава Вероника Скворцова, выступая 25 февраля на «парламентском часе» в Госдуме, заявила лишь о том, что система ценообразования должна одинаково эффективно работать и в государственных, и в частных аптеках.
Рост цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты2 в январе составил около 4% по сравнению с декабрём прошлого года, а средний рост цен на препараты, которые не включены в перечень ЖНВЛП и не регулируются государством, составил 11%. При этом, как сообщалось, цены на дешёвые лекарства в последнее время выросли больше, чем на препараты из дорогого сегмента.

«БЕЗ ПОПУЛИЗМА И СИЮМИНУТНОСТИ»

Скворцова на заседании Госдумы заявила также:
«...государственные аптеки как таковые в большинстве субъектов Российской Федерации уже существуют. Речь идёт о социально ориентированных аптеках, которые создавались с 2005 года на волне протестов из-за реформы, получившей название «монетизация льгот».
К примеру, в Москве 10 лет назад было создано государственное унитарное предприятие3 «Столичные аптеки», которое включало в себя 165 аптек и аптечных пунктов. В результате масштабной реорганизации в 2012 году ГУП был преобразован в государственное бюджетное учреждение здравоохранения4 «Центр лекарственного обеспечения и контроля качества».
Новое подразделение, подведомственное департаменту здравоохранения Москвы, обеспечивает теперь лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания отдельные категории граждан под новым брендом «Аптеки Столицы».
«Столичные аптеки» также продолжают работу. Как сообщили «Медицинскому экспрессу», теперь это открытое акционерное общество, которое принадлежит столичному департаменту имущества.
Чем именно государственные аптеки нового образца будут отличаться от уже существующих, эксперты отрасли пока сказать не могут. Член комитета Госдумы по охране здоровья Разиет Натхо убеждена, что подход к идее создания госаптек, заявленной президентом России, должен быть «не популистским и не сиюминутным».
Она, в частности, объяснила:
«Чтобы минимизировать надбавки на лекарственные препараты, эти государственные учреждения [аптеки] должны быть максимально обеспечены бесплатными помещениями, оборудованными соответствующим образом. Возможно, даже заработная плата сотрудникам аптеки будет производиться из бюджета, чтобы реализовывать жизненно важные лекарственные средства по самой минимальной цене».
На сегодняшний день аптечные сети несут такие же финансовые нагрузки, как и любой торговый участник рынка, а государственные аптеки, подчеркивают эксперты, могут получить преференции, которые имеются у больниц и поликлиник.

НАСТАЛО ВРЕМЯ НЕ ПОКУПАТЬ, А ДОСТАВАТЬ ЛЕКАРСТВА

По данным газеты «Ведомости», в декабре и январе рост цен на лекарства из-за кризиса в России доходил до 20%. 23 февраля Владимир Путин поручил минздраву разработать и внедрить систему мониторинга за оборотом лекарств — от производителя до потребителя. Эта мера, среди прочего, рассчитана на борьбу с подделками лекарственных средств.
Как говорит Виктор Дмитриев из Ассоциации фармацевтических производителей, на формирование цены влияют не только производители и реализаторы розничной продукции, но и дистрибуторы, которых эксперт называет крайне важным звеном во всей цепочке «производитель-потребитель», учитывая масштабы страны.
Виктор Дмитриев:
«У нас доставить таблетку с запада на восток страны порой стоит гораздо дороже, чем стоимость самой таблетки. Именно в секторе дистрибуции сегодня происходит основной рост цен, который легко объяснить с точки зрения законов экономики. Дистрибуторы закупили продукцию в октябре-ноябре прошлого года, когда курс доллара и евро был один, а средства они должны возвращать, когда курс совсем другой. Есть ограничения по ценообразованию на ЖНВЛП, поэтому свои потери они компенсируют за счет тех лекарств, которые не входят в этот список».
В перечень ЖНВЛП на данный момент входят 608 наименований, отпускные цены производителя на них регулирует минздрав, а субъекты федерации устанавливают размер предельных торговых надбавок. Впрочем, как сообщается, факты незаконного завышения цен на такие лекарства были выявлены за последние месяцы как в Москве, так и в регионах.
Виктор Дмитриев продолжает:
«Если вспоминать СССР, тогда во всех аптеках были одинаковые цены. Только мы говорили не «купить лекарство», а «достать лекарство». Мы должны найти правильный баланс, потому что пока о реализации идеи [о государственных аптеках] можно только гадать. Но, если мы ставим цель — снижение цен, думаю, через этот механизм мы её не добьемся. Есть другой механизм — через льготы персоналиям, декретированным группам пациентов, пенсионерам и так далее. Для этого, по-моему, [у государства] есть все возможности».
Кроме того, по мнению эксперта, создание государственных аптек может быть актуально разве что для отдаленных сельских районов, в которые «бизнес не особенно хочет идти или идет неохотно». В таком случае будет увеличена физическая доступность аптечных сетей для малозащищенных слоев населения.

ЗАМОРАЖИВАНИЕ ЦЕН ПРИВЕДЁТ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕРЯМ?

Министр здравоохранения Вероника Скворцова, выступая на всё том же «парламентском часе» в Госдуме в среду, 18 февраля, объявила также о запуске в 2015 году пилотных проектов по возможности введения референтных цен по сравнению с ценами в 21 стране мира. Референтными называются единые согласованные цены на однотипные лекарства различных производителей, затраты на которые возмещаются государством.
Она, в частности, анонсировала:
«Таким образом, мы будем поэтапно переходить от жёсткой государственной регистрации к системе референсных цен».
Кроме того, сообщалось:
«...ведущие аптечные сети России могут заморозить цены на некоторые лекарства, не входящие в список жизненно важных и необходимых препаратов».
Однако, по словам директора Ассоциация российских фармацевтических производителей, это может привести к еще большему ухудшению ситуации на рынке.
Виктор Дмитриев:
«Если замораживание коснется и остальные [средства, не входящие в ЖНВЛП], боюсь, многие препараты мы просто потеряем. Регулирование должно быть дорогой с двусторонним движением. Когда бизнесу предлагают затянуть пояса и ничего взамен не дают, ни к чему хорошему это, как правило, не приводит. Мы фактически заморозили цены в низком ценовом сегменте, аптекам работать с такими препаратами невыгодно, дистрибуторам и производителям — тоже. Что мы в итоге получили? В формальных отчетах наших регуляторов цены на этот сегмент не росли, его просто не стало».
Депутат Госдумы Разиет Натхо полагает:
«...государство должно активнее регулировать и контролировать реализацию лекарственных средств — не с точки зрения количества проверок, а с точки зрения качества и эффективности этих проверок. Аптека — это конец проблемы, где продукт непосредственно выдается [покупателю]. Нужно начинать с производителей, которые работают на российском рынке, и уменьшить затраты на логистику».
По её словам, —
«...сейчас в России лишь 25% собственных фармацевтических производителей, остальные — импортные».
Глава АРФП Виктор Дмитриев констатирует, что, по его данным, —
«...никто из производителей с российского рынка уходить пока не собирается».
© Денис Фролберг
внештатный репортёр
«Медицинского экспресса»
______________________
1Далее по тексту: АРФП
2Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП; до 2011 года — «ЖНВЛС», Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства) — перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства. Задачей государственного регулирования цен на лекарственные средства является повышение доступности лекарственных средств для населения и лечебно-профилактических учреждений.
Перечень ЖНВЛП содержит список лекарственных средств под международными непатентованными наименованиями и охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий, в частности, скорую медицинскую помощь, стационарную помощь, специализированную амбулаторную и стационарную помощь, а также включает в себя значительный объём лекарственных средств, реализуемых в коммерческом секторе. Кроме того, Перечень ЖНВЛП служит основой для разработки региональных перечней субъектов Российской Федерации и формулярных перечней лекарственных средств медицинских организаций стационарного типа. Он сформирован с использованием международной Анатомо-терапевтической и химической классификации лекарственных средств — АТХ (англ. ATC — Anatomical Therapeutic Chemical classification system).
С 2012 года действует Перечень ЖНВЛП, утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2199-р. В 2013 году, согласно Распоряжению № 1378-р от 30.07.2012, перечень остался неизменным.
С 1 марта 2015 г. применяется Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 2782-р
3Далее по тексту: ГУП
4Далее по тексту: ГБУЗ

Комментариев нет :

Отправить комментарий

НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ